20-й рейс НИС «Профессор Колесников»

Одним из нестандартных рейсов в истории Морского гидрофизического института был 20-ый рейс НИС «Профессор Колесников». Он состоялся в период с ноября 1988 по март 1989 гг., продолжительность его составила 110 суток. Само время его проведения – зима, с выходом в Атлантический океан для, мягко говоря, мало мореходного судна было необычно. Да и продолжительность экспедиции для судна с ограниченной автономностью была очень большой. Маршрут судна пролегал через порты Стамбул (Турция) – Конакри (Гвинея) – Фритаун (Сьерра-Леоне) – Дакар (Сенегал) – Конакри (Гвинея) – Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва, Испания) – Сеута (Испания). В ходе рейса, кроме обычных океанографических работ, состоялись пять шлюпочных экспедиций в реки Западной Африки – Форекария, Нуньес, Конкуре, Компони, Тонго. Начальником экспедиции был канд. геол-мин. наук А.А Безбородов, капитаном судна В.А. Максименко. В экспедиции участвовало 25 человек. В настоящее время в МГИ РАН работает только один участник этой экспедиции – начальник отряда гидрологии Ю.Н. Горячкин.

Ниже мы разместили сохранившиеся фото из этой экспедиции (текст и фото Ю.Н. Горячкина).

Обратный путь был непростой. После захода в Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские о-ва) мы у берегов Марокко попали в жестокий шторм. Вокруг раздавались сигналы SOS. Судно встало носом на волну и фактически было на одном месте в течение двух суток. Корабль взбирался на огромные валы, несколько секунд замирал как бы в раздумье, что делать дальше. После чего скатывался с горы. Вокруг была сплошная пена воды, было по-настоящему жутко. Это впечатление усиливалось грохотом оторвавшейся от блоков спасательной шлюпки, которая билась о корпус прямо над моей каютой. Закрепить её в такой ситуации было нельзя, т.к. мы задраились внутри, выход на палубу был запрещен. Если бы заглох единственный двигатель корабля, наша участь была предрешена. После того как шторм утих, мы пошли в Сеуту, испанский порт в Гибралтарском проливе, и встретили там наш «Академик Вернадский». Наши коллеги нам рассказали, что попали в жуткий шторм, мы только посмеялись…это на их то огромном корабле…

Нужно сказать, что «Профессор Колесников» был плохим мореходом. Он почти всегда ходил с креном то на один, то на другой борт. В 1980 г. в Лас-Пальмасе (Канарские о-ва, Испания) его переоборудовали из пассажирского судна «Айтодор», построенного в Болгарии в 1962 г. До этого он работал на Крымско-Кавказской линии. Архитектура надстроек при этом сильно изменилась. По сравнению с подводной частью, надводная была непропорционально большой. Не зря его называли «Утюг». Для того чтобы центр тяжести корабля был пониже, в трюмы загружались тяжелые чугунные чушки.

В 2001 году «Профессор Колесников», находясь в субаренде, был задержан пограничниками в районе восточного побережья Италии и отбуксирован в порт Бриндизи. На его борту было большое количество курдов-нелегалов из Турции. До этого судно попало в шторм, при этом отказало рулевое управление и был подан сигнал SOS, а субарендаторы (по слухам, из Грузии) сбежали. После скандальной переписки между МГИ, НАН Украины и итальянскими властями судно было утилизировано. Так закончилась его история. Ниже – фото «Профессора Колесникова» в порту Бриндизи.