Многообещающая как в научном, так и в эмоциональном плане экспедиция в Южный океан взяла свое начало практически на противоположном от Антарктики краю земного шара в замечательном, удивительно красивом и исторически богатом городе Калининграде. Здесь расположена одна из крупнейших баз научно-исследовательского флота России. Начало рейса было назначено на 30 ноября, а участники первого этапа антарктической экспедиции должны были прибыть на судно 28 ноября. Наш отряд прилетел в Калининград немного раньше (24 ноября), так как необходимо было еще провести небольшие подготовительные работы. Параллельно с приготовлением к экспедиции мы успели насладиться великолепием этого города.

Когда мы впервые увидели научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», нас охватил всеобщий восторг! Величие этого корабля впечатляло. Речь идет не только о размерах, поражает его интереснейшая история! Являясь в свое время флагманом отечественного научно-исследовательского флота и носителем легендарных глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», «Академик Мстислав Келдыш» участвовал во многих передовых исследовательских работах по изучению глубин Мирового океана. В частности, по инициативе замечательного режиссера и увлеченного человека Джеймса Кэмерона корабль был задействован в первых глубоководных исследованиях в районе гибели пассажирского лайнера «Титаник», в процессе которых проводилась детальная документальная съемка. Эти материалы были использованы в оскароносном художественном фильме «Титаник» и множестве документальных фильмов. Осмысление того, что я нахожусь на борту такого легендарного корабля, уже с первых минут приводило меня в состояние восторженного ликования. Эти чувства обострились еще больше, когда я увидел судно изнутри. Не корабль, а настоящий музей! Множественные плакаты и фотографии, расположенные в коридорах верхних этажей судна, завораживают и заставляют каждого проникнуться его историей. Немного отойдя от всего увиденного, мы разместились в комфортабельных каютах и окончательно осознали, что на протяжении 120 суток «Академик Мстислав Келдыш» будет нашим домом.

Позднее на судне объявили всеобщий сбор научного состава, где нас представили руководству экспедиции и экипажа. Прошла инструкция по технике безопасности. Предупредили, что скоро начнутся учения по эвакуации при различных внештатных ситуациях. Для нас, молодых черноморских исследователей, это было слегка необычно, но увлекательно. Приходилось влезать за ограниченное время в спасательные гидрокостюмы, которые не всем были по размеру, выбегать в жилете и в костюме на шлюпочную палубу, пробовать заводить спасательные шлюпки. Такие учения были не только интересными, но и полезными, учитывая то, что нам предстояло работать в достаточно суровых районах Мирового океана.

Намеченный на 30 ноября выход судна из порта был отложен в связи с погодными условиями и задержкой по пути следования из Владивостока контейнера с экспедиционным оборудованием. В коллективе ощущалась напряженность. Задержка и простой судна дорого обходятся, как в финансовом плане, так и в научном, поскольку каждая минута экспедиции уже расписана.

Несмотря на возникшие сложности, поздно вечером 1 декабря после инспекционной проверки (проверялось как раз наше умение быстро покинуть судно в экстренной ситуации) и таможенного досмотра мы отшвартовались от причала. С этого момента начался наш длинный водный путь. Хочу отметить, что в дни пребывания в Калининграде погода нас особо не баловала. Небо было все время затянуто, хотя осадков не наблюдалось, да и температура воздуха была плюсовая, что позволяло нам выполнять все необходимые работы. Только утром в день отхода выпало немного снега, который всего за несколько часов поспешно растаял.

После выхода из порта мы за двое суток преодолели Балтику и направились к Северному морю через живописный Кильский канал, территориально располагающийся в Германии и позволяющий существенно сократить время перехода из Балтийского моря в Северное.
Впечатлениями поделился участник АМК 79 м.н.с. отдела оптики и биофизики моря ФГБУН ФИЦ МГИ Александр Латушкин